Практика и секреты заработка в интернете
Как зарабатывать играя в игры - Выпуск №52
  Уважаемые читатели!

«Люди превращают в игрушку весь свет.»
«Всякая Игра есть прежде всего свободная деятельность.»
Йохан Хейзинга
У каждого рядового пользователя при определенной доле выдумки и энтузиазма появляется множество возможностей для самого разнообразного заработка.

Эти возможности часто не заложены в самой игре напрямую, а появляются в самом сообществе фанатов.

Интернет развивается и не стоит на месте, а компьютерные игры семимильными шагами движутся во всех возможных направлениях, становясь для многих игроков чем-то большим, чем просто развлечением на пару часов.

Задачи разработчиков по информационной поддержке своих игр, а также патчей, новостей и турниров во многом перешли в руки самих игроков, причем те делают большую часть работы совершенно добровольно.

Игровое «комьюнити» обладает теми же свойствами, что и любое другое сообщество людей с общими интересами. А значит, нуждается в постоянном развитии, информационном обмене и творчестве. Любая игра с сообществом хотя бы в десяток тысяч человек неизменно обрастает своей пусть небольшой, но субкультурой со своими юмором, сленгом, запоминающимися историями, героями и антигероями.

Здесь кипит жизнь, не доступная постороннему наблюдателю. И в каждом сообществе есть небольшой процент людей, которые являются генераторами новостей и событий. А на хороший контент и зритель свой найдется. Тем более что развлечениями большинство людей интересуются вполне искренне и готовы отдавать за это деньги.

 
Алексей Заря, исполнительный директор TrustLink


Стримы
  Игровой стрим – живая трансляция игры, открыто транслируемая в интернете.

Все просто: сидишь, играешь, транслируешь все это людям, зеваки заходят, радуются, обсуждают происходящее в чате.

Самые популярные западные сайты с игровыми стримами: twitch.tv (многие игровые стримы с justin.tv переехали сюда), own3d.tv. Из русских – sc2tv.ru, cybergame.tv, yatv.ru (не только игровой сайт, но и здесь попадаются неплохие трансляции).

Что нужно?
  • Хороший компьютер

    Для качественной стабильной трансляции на высоком разрешении понадобится компьютер с быстрым процессором и хорошей видеокартой. Трансляцию с тормозами более пяти минут никто не выдержит.

  • Стабильный интернет с высокой исходящей скоростью

    Хорошим тоном считается возможность выбора разрешения экрана при просмотре стрима. А для этого придется отдавать сразу несколько потоков: в максимальном разрешении и еще нескольких поменьше.

    До сих пор не везде интернет выдерживает постоянный поток в 1080р или 720р, а мобильное приложение twitch.tv и вовсе не дает установить ширину экрана выше 480р.

  • Программы

    Настроить компьютер для начала трансляции можно менее чем за полчаса. На каждом из сайтов со стримами есть инструкции по установке и настройке необходимых программ.

    Чаще всего используются:
    1. XSplit
    2. VH Screen Capture, Adobe Flash Media Encoder

  • Вы сами

    Сердце любой трансляции – ее ведущий. Какой бы хорошей ни была игра, унылый или раздражающий ведущий стрима может испортить все зрелище. И напротив, харизма и юмор автора могут вытянуть даже не самый насыщенный геймплей, но об этом чуть дальше.


Стрим по CS:GO в разгаре. В перерывах автор успевает ответить на вопросы зрителей в чате

Откуда деньги берутся?
  • встроенная реклама на самом сервисе

    Можно настроить рекламные ролики через определенный промежуток времени или по команде в консоли (например, чтобы убедиться, что зрители во время рекламы не пропустят что-то важное).

    Большая часть рекламы отключается adblock-ом и подобными надстройками на браузеры, но используют их далеко не все. К тому же, не раз встречаются ситуации, когда люди сами пропагандируют поддержку стримера и отключение блокировщика рекламы хотя бы для странички с трансляцией. Человек для вас, мол, старается, зачем копейки лишаете?

  • подписка

    Чтобы отключить встроенную сервис рекламу, получить специальный значок в чате и в целом выразить свою благодарность стримеру, каждый пользователь может оформить платную подписку на один из каналов.

    Возможности платной подписки для своего канала открываются после определенных часов вещания или количества просмотров.

  • спонсорство

    В интерфейсе у многих стримеров можно увидеть логотипы:
    • производителей компьютерной техники и аксессуаров;
    • интернет-магазинов и реселлеров;
    • энергетических напитков;
    • магазинов одежды и многого другого.

    Компании-производители быстро смекнули, что аудитория живых игровых трансляций – самая что ни на есть целевая. Места на экране в большинстве игр достаточно, чтобы поместить туда аккуратное лого.

    А что может быть лучшей рекламой, чем факт, что популярный и уважаемый геймер пользуется и рекомендует именно эту мышь, эту гарнитуру и эту видеокарту (которая и позволяет зрителям лицезреть всю красоту происходящую на экране)?

    Возможны как выплаты за рекламное место занятое на определенное время, так и спонсорская поддержка в виде техники.

  • донейт

    Как всегда, самый ненадежный источник возможного дохода. Мы не раз писали о том, что русскоязычная аудитория довольно нерешительно осваивает такой способ благодарности.

    Так или иначе, не повредит разместить в нижней части страницы с трансляцией небольшой виджет для добровольных пожертвований через PayPal. Это обычная практика, вдруг найдется добрая душа, которая захочет вам хотя бы интернет за полмесяца оплатить?

    Хорошие русские стримы встречаются нечасто, всех активных персонажей этой арены быстро запоминают, так что возможность выехать и быстренько набрать популярность есть у каждого.

  • серьезный карьерный рост во взаимодействии с разработчиками

    Такие продвижения тоже бывают, однако требуют большого таланта, энтузиазма, времени, а также четкой нацеленности на профессионализм.

    Так, например, Ник Карас, больше известный под ником breakycpk, начинал с написания статей по различным играм, а потом начал комментировать игры. Он пробовал себя и в шутерах, и стратегиях, но остановился на игре Heroes of Newerth от S2 Games. Его сайт honcast.com был первым крупным источником качественного материала по этой игре и неминуемо привлек внимание геймеров, а потом и команды разработчиков.


    Студия Honcast, breakycpk справа. А начиналось все с закадрового голоса в видео 480р

    Весьма качественная подача, масса запоминающихся фраз и оборотов, безумная энергия и умение говорить сколько угодно о чем угодно – такую трансляцию приятно смотреть даже если вы не особо разбираетесь в том, что происходит в данный момент на экране. И это притом, что его фактические знания об игре, по мнению многих серьезных игроков, не соответствуют pro-уровню. Брейки нашел изящный выход из этого, приглашая на большинство трансляций кого-то из профессиональных киберспортсменов, которые в перерывах между баталиями делятся опытом и полезной информацией о неочевидных аспектах игры.

    Сейчас Брейки работает в самой компании S2 Games и является самым ярким и запоминающимся представителем сообщества. И то, что сам он играет весьма и весьма посредственно, совершенно ему при этом не мешает.

Что показывать?

В трансляциях можно найти применение многим талантам, и вовсе необязательно быть самым крутым игроком и разносить противника в щепки на любой карте. Вот несколько примеров, которые подскажут вам, в каком направлении двигаться, если в плане игровых навыков вы так себе, а что-то показывать людям все равно хочется.
  1. Прямая трансляция чужих игр

    По зрелищности многие современные командные игры не уступают Лиге Чемпионов, а богатая игровая механика дает место развернуться хорошему комментатору. Многие киберспортивные комментаторы сами играют весьма средне, при этом хорошо комментируют и задают эмоциональный фон киберспортивным состязаниям.

  2. Ролевое поведение

    Пользователь twitch.tv под ником CrazyPanther оставил массу отличных трансляций с ролевыми отыгрышами различных персонажей по игре Skyrim. Пройдя игру несколько раз вдоль и поперек ради своего удовольствия, он стал принимать заказы за небольшое вознаграждение на прохождение игры различными способами. Учитывая его неплохие актерские способности и чувство юмора в сочетании со знанием игры, каждое прохождение получалось увлекательным и собирало большую аудиторию.


    Монетизация своего игрового опыта – занятие куда более сложное, чем «головоломки» в Skyrim`е, но зато гораздо интереснее.

  3. Разбор стратегии и тактики

    Если вы обладаете достаточным опытом и знаниями об игре, то можете давать кучу ценных советов новичкам и разбирать особенности игры за определенного персонажа или какие-то продвинутые тактики. Записанные видео потом можно отредактировать и использовать для других своих проектов.

    Если вы сами пока далеки от мастерства в выбранной игре, можно скооперироваться с кем-то из профессиональных игроков.

    Яркий пример такого способа подачи информации – видео-уроки от Zyori, с которыми можно познакомиться на его канале в youtube. Схема проста: он созванивается по скайпу с профессиональным игроком (а те в свою очередь тоже заинтересованы в прокачке своего имени как лейбла любыми способами) и разбирает с ними определенные аспекты на тренировочных картах или непосредственно в условиях игры.

    Часто бывает так, что умение что-то делать хорошо и умение об этом хорошо рассказывать не сочетаются в одном человеке. Такая вот связка двух разных взглядов дает неплохие результаты.

И напоследок, пару слов создателям замечательных будущих стримов. Зрители довольно быстро различают фальшь и копирование чужих фишек и оригинальность. Попробуйте быть собой, шутить от души, общаться так, как делали бы это на встрече с коллегами по игре, и люди к вам обязательно потянутся.

В любом случае даже если стриминг вам быстро надоест или не даст в итоге нужных результатов, вы получите значительный опыт "публичных выступлений" и научитесь не обращать внимание на мнение других людей. Каждый, кто когда-то просиживал деньги на обед в компьютерном клубе, знает, как могут напрягать зевающие школьники, наблюдающие, а еще хуже – комментирующие через плечо. В стриме появление таких зрителей неизбежно, и к этому тоже нужно быть готовым.

 


Single Player
  Игры с исключительно одиночным режимом игры также несут в себе большой потенциал для создания контента.

Одиночные игры не предполагают сами по себе возможностей для заработка, однако их огромная популярность и искренняя заинтересованность других людей открывают вам массу возможностей для полноценного объединения приятного с полезным.

То есть, играя, творим, создаем контент. Как это реально осуществить и что может в этом помочь?
  1. Несколько простых привычек: делать скриншоты, а еще лучше - видеозаписи интересных моментов.

    Большинство программ для снимков или записи видео с экрана плохо справляются с играми, которые используют Direct X, OpenGL или работают в полноэкранном режиме (то есть практически со всеми).

    Мировой стандарт для записи видео - программа fraps. Места в памяти почти не занимает, можно смело ставить в автозагрузку. Программа заточена именно под игры, идеально снимает видео на любом разрешении.

    Минус в том, что не бесплатная, стоит почти 40 $. Скачать можно сразу, но бесплатная версия ограничивает запись по времени и ставит в верхней части экрана пару заметных водяных знаков.

    Предстоит эпическая битва с боссом? Игра наткнулась на непонятный баг и все жители деревни накинулись друг на друга с топорами? Дракон застыл на фоне заснеженных гор и северного сияния, а с его копытами по морде лупит ваш верный конь (да, да, и не на такое иногда насмотришься). Жмем одну клавишу – делаем пару-тройку скриншотов, другую – записываем ролик и складируем это все до лучших времен, а лучше – сразу пускаем в дело.

  2. Шаг второй, третий...

    Графика и видео из игр – благодатная почва для создания контента любого рода. Так как сами по себе игры теперь получаются крайне зрелищными, для создания достойного ролика не требуется каких-то серьезных навыков видеоредактирования.

    Как только мощность техники рядовых пользователей достигла уровня, при котором можно самостоятельно редактировать и выкладывать видео, появилось огромное количество обучающих и развлекательных материалов. Наибольшей популярностью недаром пользуются обзоры и летсплеи (запись прохождения с живыми комментариями, реакциями игрока).
За примерами далеко ходить не надо. Таким товарищам, как Илья Maddyson, Хованский и прочим, удалось превратить обзоры в настоящее шоу на гребне интернет-моды, с массой юмора, агрессивного троллинга и оригинальных вставок. Можно восхищаться, можно ненавидеть, но статуса звезд рунета это не отменит.

 


Продажа аккаунтов и вещей в MMO
  Выход Diablo 3 напомнил об одном из первых способов получения прибыли с игр, а именно от продажи вещей. Как только страны бывшего СНГ стали одна за другой накрывать волны Ultima Online, MU Online и WoW, заработок на продаже внутриигровых вещей за реальные деньги не давал покоя многим. Если разработчики сами не дают такой возможности игровыми средствами, черный рынок вещей и персонажей так или иначе возникает, даже если игровые правила напрямую запрещают делать это.

Так, например, компания Blizzard прекрасно понимала, что без серого или черного рынка игровых предметов все равно не обойдется, а потому вполне разумно решила организовать аукцион внутри самого игрового клиента. Пользоваться им очень легко: только что поднятую с трупа вещь можно выставить на аукцион за минуту, а купленный предмет тут же вручить своей охотнице на демонов и начать вырезать врагов с еще более чудовищной скоростью.


Аукцион в Diablo 3

По данным ENISA (European Network and Information Security Agency), еще в 2008 году сумма оборота игрового рынка предметов превысила 2 миллиарда долларов. Любой человек с опытом игры в любую MMO понимает, что есть масса каналов и случаев продажи, которые невозможно ни отследить, ни оценить. Кто возьмется считать или хотя бы оценивать ситуацию для дня сегодняшнего – пожелаем ему успехов в этом нелегком деле, но совершенно очевидно, что числа уже космические, и будут только расти.

Исследования показывают, что людей, которые вкладывают деньги в компьютерные игры для прокачки персонажа, куда больше, чем тех, кто готов в этом сознаться. Так что, учитывая еще и то, насколько важны для многих людей их игровые персонажи часто значат куда больше, чем многие аспекты реальной жизни. Так что возможностей много, а для воодушевления почитайте о самых громких случаях продажи предметов в играх.

Entropia Universe Club Neverdie

В игре Entropia Universe есть развлекательный комплекс на астероиде, который носит название Club Neverdie. В него входят ночной клуб, стадион, торговый центр, жилой комплекс, док для космических кораблей и более 1000 жилых зданий.


Интересно, насколько квартира Джона напоминает купленный им комплекс Neverdie

Джон Якобс купил этот астероид за 100 000 $, для этого ему пришлось заложить свой дом. Деньги, однако, он отбил уже через год. Сегодня астероид стоит уже более миллиона долларов и приносит своему владельцу приличный ежемесячный доход (сумму которого он, естественно, скрывает). Для примера, в выставочном центре Neverdie есть экспонат – редкое зеленое яйцо какого-то игрового монстра, которое Джон купил за 10 000 $. В мире Entropia 10 внутриигровых долларов равны одному доллару США. По словам разработчиков, ежедневный оборот средств в мире игры составляет почти полтора миллиона долларов

Продажа персонажей в World of Warcraft

В играх вроде WoW отслеживать продажу персонажей и предметов сложнее, такая практика запрещена игровыми правилами. Например, на eBay лоты, имеющие отношение к WoW, как правило, быстро удаляются.

Но есть и исключения. Так, например, в 2007 году был продан герой с мечами Иллидана и полным набором брони класса Tier 6, сумма сделки составляла 7 000 евро. К сожалению, аккаунт с персонажем довольно скоро был забанен, и есть большие подозрения, что деньги за сделку горемыке никто возвращать не собирался.

Однако, удачные сделки, которые остаются незамеченными, случаются в огромном количестве.


Орк-модератор несет возмездие нерадивым бизнесменам

Eve Online

Корабли класса Титан, а также ряд других крупных кораблей в глобальной космической игре Eve Online, стоят очень и очень немалые деньги. Например, корабль Tempest Tribal Issue может оцениваться в 112 миллиардов ISK (во внутриигровой валюте). Какой-нибудь Rifter стоит куда меньше. Хотя продажа предметов за реальные деньги в самой игре запрещена, сделать это все равно можно. Полмиллиарда ISK можно купить менее чем за 20 $.

Покупка Титана, на постройку которого нужны миллиарды ISK и месяцы времени, обойдется примерно в 6000$.


Стоит ли расставаться с 6 000 $ ради такого красавца – решать вам.

Second Life

Самые крупные сделки, судя по всему, сосредоточены в таких играх как Entropia и Second Life. В Second Life игроки имеют возможность покупать и строить недвижимость, создавать места для развлечений и приглашать туда других игроков за деньги. Внутриигровая валюта носит название Linden Dollars, курс обмена на реальные деньги постоянно плавает. Здесь люди готовы покупать буквально все: аватары, транспорт, и даже дома и участки земли. Согласно официальному сайту разработчику, самой крупной сделкой была покупка части Амстердама за 50 000 $.

Опасности черного рынка

Случаются и весьма неприятные истории. Так, в 2004 году Ки Ченгвай одолжил другому игроку в игре Legend of Mir 3 свой меч, который его находчивый коллега продал за 1000 $. В порыве ярости Ки убил продавца и получил пожизненное заключение. К счастью, случаи насилия на фоне онлайн-игр случаются довольно редко. Однако по мере развития черных рынков и роста сумм сделок такие случаи могут участиться, но воспринимать это на серьезную опасность конечно не стоит: геймеры в большинстве своем люди миролюбивые.

 


Пара слов о киберспорте
  Самая очевидная возможность получать деньги с игр – начать играть профессионально. Однако рекомендовать это массово не решимся по очевидным причинам.

Профессиональные занятия соревновательными компьютерными играми требуют чрезвычайной настойчивости, специфической пассионарности и еще целого ряда качеств, массу свободного времени и уверенность в своих силах.

Спонсоры, которые с толком подходят к своим рекламным компаниям, рассматривают киберспорт как мощную рекламную площадку. Однако, перейти под крыло спонсора сразу не получится, отдавать деньги за обещания и амбиции мало кто готов.

Для ориентира приведем список рекомендаций по поиску спонсоров от бывалых игроков:
  1. Начинать поиск спонсора можно чуть ли не с момента создания своей команды. Однако, это не принесет ничего, кроме информации о предъявляемых требованиях и опыта общения (что уже очень неплохо).

  2. Не стоит сразу прозванивать крупнейших производителей техники и известные бренды. Для первого небольшого контракта подойдет что угодно: сеть интернет-кафе, интернет-провайдер или гейм-хостинг. Это необходимо, чтобы понять, как работает рынок и какие существуют варианты взаимодействия помимо участия в турнирах.

  3. Часто работающий вариант: найти организацию, которая спонсирует команду по другой игровой дисциплине (аудитория вашей игры должна быть не меньше) и предложить им сотрудничество.


    В этом зале проходит турнир Starladder по Dota 2 в Киеве. Все серьезно!

  4. Четко осознайте, зачем вы и ваша команда нужны спонсору: для пиара и рекламы. В каждом интервью ваш инвестор будет фигурировать как главный спонсор команды, имя бренда будет в названии команды, а атрибуты компании обязательно будут размещены на одежде, аватарах и так далее.

  5. Киберспорт в СНГ еще только подбирается к западной модели соревнований и спонсорской поддержки. То, как развивается направление на западе, с большой точностью описывает то, что будет у нас уже через несколько лет. До сих пор пути развития практически не расходились.

  6. Подготовьте резюме вашей команды с перечислением персоналий, заслуг, опыта и амбиций. Опишите, почему вы выбрали в качестве потенциального спонсора именно эту организацию (немного здоровой лести в таком деле не повредит). Максимально полно опишите, какую пользу принесет ваша команда в целом и какие умения отдельных ее участников могут пригодиться для дополнительного продвижения инвестора.

  7. Позаботьтесь о бизнес-плане минимум на год: в каких турнирах и акциях команда будет участвовать, сколько раз окажется в центре внимания, аудитория сайтов, на которых будут новости о команде и т. д. Если сделаете сайт-визитку – прекрасно. Покажите свою осведомленность о ситуации и готовность самостоятельно делать максимум на благо спонсора.


 


Послесловие
  Мир компьютерных игр дает огромные возможности для получения прибыли из самых разных источников.

Множество успешных примеров явно дают понять нам, что творчество и энтузиазм могут находить приложения в самых неожиданных областях.

Давно пора отойти от представления, что у вас есть только выбор: или быть простым геймером (радость, лень, красота!), или идти в геймдев, просиживая остаток жизни над кодом или шлифовкой моделей (рутина, работа, об этом ли я мечтал?). Хотя часто именно в таком свете все видится молодым людям, которые хотели бы сделать компьютерные игры чем-то большим, чем просто развлечением.

Да и повернется ли язык назвать человека, который делает то, что ему нравится, делает это хорошо и радует своим творчеством остальных, простым геймером? Геймером – да, но каким!

 


Новости
  Google разрешил дезавуировать ссылки

Google представил новый инструмент, позволяющий отказаться от спамных ссылок на свой сайт с других сайтов. Этот инструмент особенно полезен в тех случаях, когда сайт подвергается ссылочной атаке со стороны конкурентов.

Те из вебмастеров, которые были заподозрены в ссылочном спаме, получают сообщение в сервисе Вебмастер с информацией о том, что на их сайт ссылаются «неестественные ссылки». Такое сообщение приходит в случае, если Google подозревает их в покупке ссылок, обмене ссылками или других способах получения сcылок, которые нарушают их формальные требования к качеству. Раньше возможности убрать «плохие» ссылки не было никакой, разве что связываться с владельцами подозрительных ресурсов, но это дело почти безнадежное.

Новый сервис как раз для тех случаев, когда вебмастер не может удалить вредные внешние ссылки. Достаточно загрузить список вредных ссылок – и готово.

 


Свежая экономическая статистика рунета
  Поступили свежие результаты исследований по 11 наиболее активно развивающимся рынкам рунета.

В сумме объем 11 исследованных рынков сравним с прошлым показателем в 553,79 млрд. рублей в 2011 году, но в этом году объем всех интернет-зависимых рынков превышает 2,52 трлн. рублей. Ожидаемый рост экономики рунета в 2012 году составляет порядка 30%, а это гораздо больше, чем показатели для экономики России в целом, а также для многих отдельных сегментов.

Итак, числа:

Объем рынка контекстной рекламы в России составил 24,24 млрд. рублей, продемонстрировав рост в 53% в 2011 году и 39% в 2012 ;
Объем рынка медийной рекламы составил 15,83 млрд. рублей, показав рост в 41% в 2011 году и 33% в 2012;
Объем видеорекламы составил 0,8 млрд. рублей, увеличившись на 53% в 2011 году и на рекордные 59% в 2012.
Объем рынка электронных платежей составил 166,7 млрд рублей, показав рост в 34% в 2011 году и 32% в 2012;
Объем ритейл-рынка составил 309,4 млрд рублей, увеличившись на 30% в 2011 году и на 27% в 2012;
Рынок электронного контента и игр был оценен в 8,24 млрд. рублей, его рост составил 26% в 2011 году и 27% в 2012.
Рынок веб-разработки составил 9,83 млрд., продемонстрировав рост в 2012 году на 27%.
Рынок хостинга составил 5,32 млрд., продемонстрировав рост в 2012 году на 21%.
Рынок SaaS составил 1,89 млрд., продемонстрировав рост в 2012 году на 46%.
Объем рынка поисковой оптимизации составил 8,56 млрд. рублей, показав рост в 18%.
Объем SMM-рынкасоставил 2,98 млрд. рублей, продемонстрировав рост в 43%.

Динамика позитивная, мест и денег в отрасли с каждым годом все больше. Некогда сидеть на месте!

 


Вопрос-ответ
  Вопрос:
Могу ли я перенести часть своих сайтов с одного аккаунта на другой?

Ответ:
Да, для этого в бирже есть специальная функция.

Ссылка «Перенос проектов» расположена на странице профиля пользователя. Чтобы проверить доступ к аккаунту, на который выполняется перенос, здесь можно сразу ввести пароль. Нажмите на кнопку «Проверить», чтобы подтвердить владение обоими аккаунтами.

Обратите внимание, что для переноса нужно подтверждение от передающего и принимающего аккаунта.

Аккаунт, с которого происходит передача, подтверждает заявку по почте. Если при переносе был указан только логин, то принимающий аккаунт также должен подтвердить согласие на перенос по ссылке из электронного письма. Если вы сразу указали все верные данные, подтверждение для принимающего аккаунта пройдет успешно и письмо с кодом ему не отправляться не будет.

Перенос проектов производится в рабочие дни в течение суток с момента подтверждения операции обеими сторонами.
 

  Вопрос:
Могу ли я размещать блоки контекстной рекламы на сайте, который добавлен в базу биржи?

Ответ:
Да, можно. Но помните о том, что контекстная реклама на сайте не должна быть более заметна, чем его наполнение, иначе ваш сайт рискует не пройти ручную модерацию.
Комментарии
Комментарии (0)

 
 
Комментарии
Спасибо нашим читателям!

Архив рассылки
По всем вопросам, касающимся этой рассылки, обращайтесь subscribe@trustlink.ru.

При перепечатке материала активная ссылка на www.trustlink.ru обязательна.

Нам очень важно знать мнение наших читателей о выпуске рассылки. Просим вас оценить этот номер:
 Выпуск понравился!Выпуск не понравился!